Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К творчеству Ч. Диккенса в нашей стране посвящено большое количество произведений, каждое из которых отражает ту или иную грань таланта писателя. Различные аспекты изучения наследия великого английского романиста (Н. П. Михальская, Н.Л. Потанина, В. В. Ивашева, И. М. Катарский, Т. И. Сильман, Е. В. Сомова, О. Ю. Богданова и др.) оказались в центре внимания ученых-диккенсоведов, исследователей, посвятивших свои труды английской викторианской литературе (Н. П. Михальская, Н. Л. Потанина, В. В. Ивашева, И. М. Катарский, Т. И. Сильман, Е. В. Сомова, О. Ю. Богданова и др.).
В центре исследований оказываются эстетические концепции писателя, связь творчества Диккенса с театральным искусством, фольклором и многое другое. Диссертационные исследования, посвященные Ч. Диккенсу, показывают, насколько широк круг научных интересов, связанных с наследием одного из самых известных писателей Викторианской Англии.
В отечественном литературоведении ранее не упоминалось, что писатель следовал тенденциям готической прозы. Среди ученых существуют различные точки зрения на вопрос о наличии и роли мотивов и приемов готической литературы в творчестве Чарльза Диккенса. И. М. Катарский считает, что Диккенс либо пародирует «готический» роман, либо переосмысливает его в реалистическом духе. Творчество Диккенса связано с традициями готической литературы только на основании наличия в его книгах мотива мистерии и описания лондонского «ада», дна жизни его обитателей (Т. И. Сильман, В. В. Ивашева). М. И. Бондаренко считает, что традиции готической литературы были интересны Диккенсу как материал для»жанровой игры». О готических мотивах в произведениях Ч. Диккенс, в конце концов, говорит очень мало. За исключением статьи А. А. Якименко «Традиции» готического романа «в творчестве Чарльза Диккенса» (Смоленск, 1993) и работа О. В. Матвиенко « Клойстерхемский собор и его гениальные локусы «(по роману Ч. Диккенса» Тайна Эдвина Друда»), опубликованные в Донецке в 1999 году, не имели фундаментальных исследований на эту тему ни в зарубежном, ни в отечественном литературоведении, поэтому данная проблема продолжает оставаться актуальной и перспективной.
Объект исследования – роман Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда».
Предмет исследования - образ собора в романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда».
Цель исследования – рассмотреть образ собора в романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда».
Задачи исследования:
- рассмотреть использование образа церквей и соборов различными авторами;
- рассмотреть Собор как символический центр произведения «Тайна Эдвина Друда».
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературе.
1. Использование образа церквей и соборов различными авторами
1.1. Готический роман в мировой литературе
Одним из наиболее ярких хронотопических образов в литературе является образ религиозного сооружения, например, собора. Связь литературных течений с архитектурными наблюдается с появлением жанра готического романа и развитием неоготического жанра в литературе. Образ собора, или монастыря, канонический для готического романа, появляется на страницах романа английского писателя М. Г. Льюиса «Амбросио, или монах» [6]. С первых же страниц произведения автор дает понять, что собор не является святым местом для жителей Мадрида. «Женщины приходили показать себя, мужчины-поглазеть на них; некоторым было любопытно послушать знаменитого проповедника, другие не находили другого способа скоротать время перед театральным представлением...и половина Мадрида спешила туда в надежде встретить другую половину» [6, с. 4]. Таким образом, люди искали в монастыре не духовного спасения, а способа скоротать время или даже удовлетворить свои плотские желания. Настоятелем монастыря является монах Амбросио, набожный человек и красноречивый проповедник, о святости которого в Мадриде ходят легенды. Однако для него собор - не святое место, а средоточие дьявольских и мистических сил.
В стенах монастыря Амбросио сталкивается с дьявольским искушением, которое заставляет его влюбиться в одну из прихожанок Антонии, а затем изнасиловать и убить ее. Амбросио неоднократно обращается к дьяволу, сначала чтобы заполучить Антонию в свои руки, а затем, чтобы заставить дьявола помочь ему спастись от наказания инквизиции. Монах становится игрушкой в руках злых сил, он не способен бороться с ними и с судьбой. Амбросио узнает, что убитая и изнасилованная им Антония – его сестра, и совершает еще более страшный грех- инцест. Следует отметить, что такой поворот сюжета делает конфликт главного героя в этом романе родственным конфликтам трагических героев античных трагедий, которые, как и Амбросио, находятся во власти сил судьбы, которым они не в состоянии противостоять. Таким образом, можно сделать вывод, что, создавая в период зарождения жанра готического романа в литературе, М. Льюис создает роман, полностью построенный по канонам этого жанра.
Главный герой-священнослужитель, образ которого полностью переосмыслен автором и не является носителем святости, а наоборот полностью открывает душу дьяволу и греху.
Период популярности жанра готического романа обычно называют эпохой предромантизма, за которой следует эпоха романтизма. Примером наиболее известного хронотопического изображения собора является Собор Парижской Богоматери из одноименного романа французского писателя Виктора Гюго. Интерес писателя к этому образу обусловлен его интересом к средневековой христианской эпохе, которая видела в человеке бесконечную борьбу двух противоположных начал: животного и божественного, земного и небесного, темного и светлого. Гюго считал, что в человеке есть два начала: «одно тленное, другое бессмертное, одно плотское, другое бестелесное...» [4, с. 249].
Образ собора в романе «Нотр-Дам де Пари « помогает писателю отразить этот конфликт в человеческой душе, который является центральной философской идеей романа. Образ собора в романе Гюго выполняет важную функцию – он объединяет вокруг себя всех персонажей произведения, в нем сходятся все сюжетные линии. Автор «оживляет» его, делает другим персонажем романа. Гюго даже рассказывает свою историю в главе под названием «Собор Богоматери».
Постоянными обитателями собора в романе являются архидиакон Клод Фролло и звонарь Квазимодо. Этих персонажей можно назвать антиподами: Фролло-олицетворение холодного и рационалистического ума, торжествующего над всеми человеческими чувствами, в то время как внешне уродливый Квазимодо всем сердцем любит собор за его красоту и гармонию. Борьба между Квазимодо и Фролло принимает вселенский масштаб – это борьба света и тьмы в человеке.
Важным символом, раскрывающим смысл образа собора, является слово «скала», начертанное на стене. Судьба, или судьба, воплощается в образе собора, так как в нем сходятся все дороги героев.
Другой французский писатель, Ж.-К. Гюисманс также обращался к образу собора. В одном из произведений Гюисманса образ собора также появился – в романе «Собор» 1898 года. В этом романе писатель также обратился к теме средневековья, рассматривая христианскую символику. Собор Гюисмана и собор Гюго имеют одно общее: для Гюисмана его собор - «свидетельство истории рода человеческого, сосредоточенное в величественных линиях здания», это близко к собору в романе «Нотр-Дам де Пари». Однако, кроме того, у Гюисманса, в отличие от Гюго, собор является еще и «признаком чисто индивидуального восприятия религии» [5].
Этот образ-символ сочетает в себе художественные и религиозные принципы, это особенно заметно, когда главный герой знакомится с религиозной интерпретацией символа. Для Гюисманса средневековый собор-идеальное место, где сосредоточено подлинное христианское искусство.
Собор - это искусство, посвященное Богу, так его воспринимали люди в Средние века, и именно так видит его главный герой романа, это каменная книга, отражающая историю и жизнь человечества. У Гюисманса образ собора яркий, он дает герою защиту и наполнен позитивной символикой: он воплощает и образ дома, и душу, устремленную к Богу.
Собор также символизирует веру и вселенную, которая объединяет духовный и материальный опыт человека. Как видим, в данном случае парадигма «земное-духовное» имеет совершенно противоположный смысл, чем в романе Виктора Гюго: в романе» Собор» небо и земля находятся в гармонии, что символизируется образом собора.
Некоторые части собора сравниваются с частями человеческого тела, например, башня без колокольни ассоциируется с рукой без кисти или с